истории из жизни

Идет война за "АРАРАТ"

По мотивам Дела
Идет война за "АРАРАТ"

Как сообщили корреспонденты газеты "Ведомости" Д.Добров и А.Щербакова, осенью 1999 года развернулись "военные действия" вокруг товарных знаков армянских коньяков, наиболее известный среди которых - "Арарат". Ереванский коньячный завод (далее ЕКЗ), купленный в 1998 г. французской фирмой Pernod Ricard и реконструированный на французские деньги, решил приступить к активным действиям на российском алкогольном рынке. Первым делом, как и положено в цивилизованном мире, руководство ЕКЗ потребовало монополии на знаменитый брэнд "Арарат", известный в России также хорошо, как водочная марка "Столичная".

Нестандартность нашей российской ситуации заключается, однако в том, что с товарным знаком "Арарат" выпускают коньяки три больших отечественных производителя: московский, питерский и саратовские заводы. Это есть наследие советской эпохи, ведь в те времена у нашей марки не могло быть частного владельца, она была общим достоянием. Новые российские законы предусматривают защиту прав законных владельцев товарных знаков, они вполне соответствуют мировым стандартам в этой области. В данной ситуации остается выяснить, кто же является законным владельцем? А этот вопрос может оказаться не таким простым. Козыри в споре могут оказаться у всех сторон.

Как утверждает армяно-французская сторона, ЕКЗ зарегистрировала и слово "Арарат", и другие товарные знаки армянских коньяков, и конечно, не допустит использование сочетания "армянский коньяк" на этикетках конкурентов. Сами же конкуренты, во-первых, не собираются менять название своей продукции, во-вторых, подали свои заявки на такие же или сходные товарные знаки (например, "Арарат С-Петербург") и в-третьих, постараются, очевидно, доказать неправомерность претензий Pernod Ricard, опираясь на собственные давние традиции производства, распространенность технологии, всеобщую известность марки, как обозначение товара определенного вида.

Чья логика перевесит, покажут процессы в комиссиях и судах. У государства, к соожалению, нет твердой политики в отношении советских "брэндов", так что, к кому повернется удача в этой "войне", заранее не знает никто.

P.S. Закончилась война за "Арарата"?
Судя по сообщениям информагентств, поступивших в марте 2000 года, французы не смогли сломить своей атакой российских конкурентов и собираются прекратить поставки коньяков из Еревана на российский рынок. Очень интересный поворот! То ли они собираются назло самим себе не иметь дело с "нецивилизованным российским рынком", то ли придумали новый стратегический ход!?

P.P.S. Война за "Арарат" - это армяно-армянская война!
Как сообщает газета "Коммерсантъ" от 04.03.2000, наиболее упорное сопротивление натиску ЕКЗ оказывает питерский коньячный завод, производящий "армянские коньяки" из армянского сырья и принадлежащий Министерству сельского хозяйства Армении! Французским инвесторам ЕКЗ, таким образом, на российском рынке противостоит армянское правительство, само же в свое время и допустившее инвесторов к себе в страну. Становится понятным, почему французы угрожают остановить экспорт в Россию ереванских коньяков - ведь тогда могут остаться без основного потребителя производственные мощности в столице Армении, на налоги с которых правительство очень расчитывает. Владельцы ЕКЗ угрожают и международным Арбитражем, боясь потерять все деньги, вложенные в реконструкцию завода, основные брэнды которого оказались "нечистыми". Под эту угрозу подводится и третья сторона конфликта, о которой нет точных сведений и которая фигурирует в публикациях как "некая фиктивная армянская компания", зарегистрировавшая на свое имя в России товарные знаки армянских коньяков "Наири", "Ахтамар", "Васпуракан" и "Двин". Конца этой истории пока и близко не видно. Вывод - прежде чем строить планы завоевания рынков, сделайте правильную регистрацию своих товарных знаков, как первый шаг создания брэнда.

Р.Р.Р.S. Как стало известно в апреле 2000 года, французские инвесторы добились от армянского правительства решения о закрытии принадлежащих Министерству сельского хозяйства Армении российских производств. Но добиться окончательного прекращения розлива армянских коньяков в Саратове, Питере и Москве не удалось! А, скорее всего, в силу особенностей нашей рыночной экономики, и не удастся. Проворные российские предприниматели уже развернули дело, используя "переброску" старого армянского оборудования на новые юридические лица. Ждем новостей с фронта.