истории из жизни

Не продается вдохновенье...

По мотивам Дела
Не продается вдохновенье...


Не продается вдохновенье...

"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"
А.С. Пушкин

Российское правительство усиливает
правоохранительные меры в области защиты
прав интеллектуальной собственности, включая
защиту авторских прав и торговых марок.
Об этом РИА "Новости" сообщил находящийся
в Вашингтоне заместитель министра
печати России Владимир Григорьев
ВАШИНГТОН, 26 сентября 2003 г..
/Корр. РИА "Новости" Аркадий Орлов/.

Судьба великих художников Рембрандта, Винсента Ван Гога и Поля Гогена трагична, все они умерли в нищете.
В наши дни большинство художников понимают, что отсутствие предприимчивости, деловитости и умения постоять за свои интересы не гарантируют бессмертия их произведениям и не принижают талант художника.

mas2.gifСкандалами и исками, связанными с нарушениями авторских прав художников, рисующих мультфильмы, пестрят газеты и журналы. То Винни Пух раздражает Союзмультфильм своим присутствием на глазированных сырках, то художник Аркадий Шер возмущается использованием героев мультфильма «Простоквашино» в шоколадных яйцах. Интернет-газета RBC daily на днях опубликовала статью, посвященную появлению Масяни, героини серии мультфильмов Олега Куваева, в качестве ведущей программы «В гостях у Масяни» на канале «Муз-ТВ». Кому же принадлежат авторские права на художественные образы героев мультфильмов?

Пока существует эта неразбериха в отношении принадлежности прав на использование персонажей мультфильмов, одни предприниматели заключают договоры со студией, другие - с художниками, а третьи – и вовсе не обременяют себя никакими обязательствами перед создателями. И если уж участники российского рынка не могут определиться в вопросах правообладания героями мультиков, то что говорить об иностранных бизнесменах, которые хотели бы использовать «чебурашек» и «ну-погодишек». Не рискуют они подписывать контракты.

Попробуем еще раз разобраться в этой ситуации

1. Советские мультфильмы, как это было

Использование авторских прав на произведения, созданные до 2 августа 1992 года регламентировалось Гражданским кодеком РСФСР.
В силу положений ст. 486 «Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение.» Из этой нормы следует, что если элементы мультфильма могут быть использованы независимо от фильма в целом, то авторские права на такое использование принадлежит лицам, творческим трудом которых эти объекты были созданы, при условии, что все исключительные авторские права не были уступлены предприятию по авторскому договору или в силу служебных отн6ошений.

Мог ли в таком случае художник мультфильма «Ну погоди!» Светозар Русаков в прежние времена запрещать размещение рисунков созданных им Волка и Зайца на майках и кружках? Нет!

Согласно п. 4 495 ГК РСФСР использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях допускается без согласия автора и без указания фамилии автора.

Единственное требование к предприятию, использующему его рисунки, которое мог предъявить художник - это выплатить ему авторское вознаграждение в размере ставки, установленной государством.

По постановлению ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-I "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" новый закон применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона, а законодательство Российской Федерации и бывшего Союза ССР применяется постольку, поскольку оно не противоречит указанному Закону.

2. Наши дни

Таким образом, для установления действительных обладателей авторского права целесообразно принять во внимание: существование юридического лица, осуществлявшего съемку мультфильма или его правопреемника; наличие каких-либо договоров о передаче авторских прав; суть правоотношений (служебных или иных), сложившиеся между художником и лицами, использующими его произведения.

Действующий ныне Закон «Об авторском праве и смежных правах» дает исчерпывающий перечень возможного использования произведения:

«Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение;
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее;
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав;
  • публично показывать произведение;
  • публично исполнять произведение;
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир ) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;
  • сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;
  • переводить произведение;
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.»

Зачастую, малопочтительное отношение сторон к перечню передаваемых или получаемых по авторскому договору прав приводит к конфликтам и судебным искам. Примером тому может служить, мягко говоря, взаимонепонимание между автором «крутой девочки» Масяни и ООО «Масяня». Олег Куваев, передав авторские права на ряд мультфильмов и изображений Масяни ни одноименной компании, ни телеканалу Муз-ТВ не передавал права на переработку. Проще говоря, без его согласия никто не имеет права изменить Масяне прическу или прицепить ей бант, не говоря уже о превращении ее в Дасяню компанией «Дальэнерго».

Очевидно, что наибольшее число авторских споров касается использования художественных произведений, в том числе изображений героев мультиков, в производстве, так называемых, товаров народного потребления. Однако, в постсоветском авторском законодательстве нет нормы, регулирующей использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства или фотографических произведений в промышленных изделиях. Означает ли это, что такое использование не является «особенным», а регламентируется общими нормами? На основании п. 1 ст. 15 Закона «Об авторском праве» художник обладает личными неимущественными правами, в том числе правом на имя, которые принадлежат ему независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных авторских прав. Значит художник или после его смерти его наследники, могут требовать соблюдения права на имя и запрещения выпускать товар, на этикетке которого не указано его имя. Трудно себе представить, как выглядела бы ириска, если бы на этикетке надо было бы уместить фамилию, имя и отчество художника, нарисовавшего Золотой ключик.

Возвращаясь к норме Постановления ВС РФ 1993 г. о введении в действие Закона «Об авторском праве», касающейся применения законодательства Российской Федерации и бывшего Союза ССР п., 4 495 ГК РСФСР, определяющий возможность использования фотографических произведений и произведений изобразительного искусства в промышленных изделиях без указания фамилии автора может применяется, поскольку это не противоречит указанному Закону.

Сегодня при правовом оформлении использования авторских произведений в промышленном производстве, помимо заключения авторских договоров, производители стараются зарегистрировать художественные элементы упаковки или этикетки в качестве товарного знака.