Улыбайтесь господа, ;-) умное лицо - это еще не признак ума :( !
№
Волну реальных эмоций: вызвало сообщение в прессе о том, что компания «Суперфон» зарегистрировала на свое имя в качестве товарного знака по свидетельству № 370513 обозначение ;-), использующееся как значок «улыбка» в текстовых сообщениях.
Какой кошмар!!! – закричали журналисты. Это беспредел!!! – комментируют бизнесмены. Роспатент что хочет, то и регистрирует!!! – так считают и многие юристы.
Смайлики используются на картах оплаты Корбины Телеком, в наружной рекламе Nestle и Макдональдса. Также смайлики применяют сервисы вроде odnoklassniki.ru и ICQ для обеспечения коммуникации между пользователями Что теперь «Суперфон» имеет право теперь любой организации, использующей смайлики запретить это ?!!
Поскольку на наш взгляд не произошло ничего такого, что могло бы вызвать столь бурные эмоции, постараемся разобраться, что так «взбаламутило» общественность?
Начнем с того, какими свойствами должно обладать обозначение, подлежащее регистрации в качестве товарного знака: различительной способностью, т.е. самостоятельной способностью запоминаться и быть узнаваемым, а также не являться описательным, т.е. не характеризовать товары или их свойства. Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности иным лицам. Смайлики – это, по сути, условное обозначение таких слов как «улыбка» или «я подмигиваю». Ни у кого не возникает сомнения в том, что слово «Улыбка» можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Людям старшего поколения, например, хорошо известно вино с таким названием.
Перечень услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак «Суперфона» включает, например, такие услуги 35 класса как «рекламные агентства» или 38 класса - «передача сообщений и изображений с использованием компьютера» . Это означает в частности то, что владелец регистрации вправе запрещать использование смайлика и сходных с ним обозначений при для предложения на рынке рекламных услуг или услуг связи, обеспечивающих передачу сообщений с помощью компьютера.
При этом, следует отметить, что любой производитель товаров и услуг со сходным товарным знаком, вправе рекламировать произведенный им товар или услугу, если они не являются однородными тем, которые указаны в свидетельстве на товарный знак. Правовая охрана товарного знака, зарегистрированного в отношении рекламы, распространяется на рекламные услуги, оказываемые третьим лицам. Например, если кто-то производит обувь, упаковка которой маркирована смайликом и в рекламе этой обуви использован смайлик, то «Суперфон» не вправе запрещать рекламу обуви на том основании, что его товарный знак зарегистрирован в отношении рекламных услуг. Ни Nestle, ни Макдональдс не оказывают рекламных услуг, а услуги по обеспечению населения продуктами питания они вправе рекламировать. В отношении этих услуг смайлики пока никто не зарегистрировал. Аналогичный подход должен применяться при рассмотрении случаев использования смайликов на сайтах «www.odnoklassni.ru» или «beeline.ru». Во всех случаях использование смайликов не относится к маркировке услуг, упомянутых в регистрации, а является лишь инструментом для передачи сообщений, таким же, как слова или сокращения слов. Владелец знака может требовать запрета использования набора знаков ;-) компаниям, которые будут их использовать для продвижения своих услуг, например, извините за товтологию, в рекламе рекламного агентства или для индивидуализации услуг телекоммуникационной компании, но не для осуществления их прямого назначения – обозначать эмоции при переписке. Так что, скорее не регистрация товарного знака в виде смайлика является «кошмаробеспредельной», а таким является заявление о том, что теперь «ни одна коммерческая организация не может использовать смайлики в рекламных целях без специальной лицензии» .