Регистрация географических указаний
Вводится новый объект интеллектуальных прав - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ
С 27 июля 2020 года, с вступлением в силу Федерального закона № 230-ФЗ, в российское законодательство вводится новое средство индивидуализации – географическое указание (далее - ГУ).
Согласно новой редакции части четвертой ГК РФ теперь заявитель сможет выбирать, на охрану какого объекта, ГУ или наименования места происхождения товара (далее – НМПТ), он станет претендовать, заявляя на государственную регистрацию то или иное обозначение, указывающее на географическое происхождения товара. При этом ГУ будет предоставлен тот же объем охраны, который предоставлялся бы НМПТ.
Наличие в национальном законодательстве ГУ наряду с НМПТ, а также иных сходных по правовой природе объектов, характерно для большинства зарубежных стран и часто обусловлено международными обязательствами. Подобные обязательства, связанные с закреплением правовых средств, направленных на охрану ГУ, имеются и у России, вступившей в 2012 году в ВТО, ратифицировавшей в 2014 году Договор о Евразийском экономическом союзе, а также в целом принимающей меры для приведения национального законодательства в соответствие с современными мировыми тенденциями в области правового регулирования.
К особенностям ГУ можно отнести в целом более мягкие требования, которые предъявляются к самому заявленному обозначению, а также упрощенную по сравнению с НМПТ процедуру регистрации. Вводимые послабления в режим ГУ оправданы тем, что заявляемые особые свойства товара для НМПТ могут существенным образом меняться – могут измениться химические и органолептические свойства сырья, климат, могут совершенствоваться технологии производства товаров, что может повлечь соответствующие изменения и в заявленных свойствах товара.
До недавнего времени российский производитель, желавший закрепить уникальность товара, производимого в конкретном географическом регионе, должен был преодолеть весьма непростую процедуру регистрации, предусмотренную для НМПТ. Среди прочего заявитель должен был обосновать наличие у товара особых свойств, а также доказать, что на территории определенного географического объекта осуществляются все стадии производства такого товара. В случае несоответствия заявляемого обозначения установленным для НМПТ требованиям, выносился отказ в регистрации несмотря на то, что в целом заявленное на регистрацию обозначение, указывающее на географическое происхождение товара, обладало высоким качеством и сложившейся репутацией.
ГУ, так же как и НМПТ, служит для обозначения товара, характеристики которого связаны с его географическим происхождением. Однако в случае с ГУ предусмотрены менее строгие требования для установления связи характеристик товара с его географическим происхождением: если НМПТ используется для товаров, свойства которых исключительно определяются географически связанными природными или людскими факторами конкретного географического объекта, то для ГУ определенное качество, репутация или другие характеристики товара должны в значительной степени быть связаны с его географическим происхождением товара.
Кроме того, для регистрации обозначения в качестве ГУ достаточно, если хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществляется на указанной территории, в то время как на территории географического объекта, указанного при регистрации НМПТ, должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование его особых свойств.
Таким образом, при подаче заявки на регистрацию ГУ необходимо указать на связь определенного качества, репутации или других характеристик товара с местом происхождения, описание характеристик товара, способа производства, описание порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара и некоторые другие сведения. ГУ как и НМПТ может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству страны происхождения товара.
В целом нельзя отрицать, что российские регионы обладают большим количеством перспективных товаров, уникальность которых обусловлена географическим происхождением, от которого напрямую зависит определенное качество, репутация или другие характеристики товара (можно выделить следующие обозначения, которые могли бы быть зарегистрированы в качестве ГУ – истанг (традиционный чеченкий войлочный ковер), торбаса (чукотская национальная обувь), котовская неваляшка (Тамбовская область), малица (традиционная ненецкая одежда), шуйское мыло (Ивановская область) и др.). Помимо прочего, заинтересованность региональных производителей в регистрации ГУ оправдана тем, что с экономической точки зрения, цена продукта с указанием на НМПТУ или ГУ в среднем в 2,23 раза выше цены сопоставимого продукта без такого указания, регистрация которого является залогом повышения привлекательности и развития региона. Ожидается, что упрощенная процедура регистрация ГУ и НМПТ позволит российским производителям получать охрану для обозначений, идентифицирующих товары, которые хоть и не обладают особыми свойствами, необходимыми для НМПТ, однако обладают рядом узнаваемых специфических характеристик, связанных с географическим происхождением товара. При этом учитывая унифицированный характер ГУ, которое предусмотрено законодательством многих зарубежных стран и закреплено в принятых на международном уровне актах, региональные производители, получившие право использовать ГУ для защиты своей продукции, смогут впоследствии выпускать свою продукцию как на отечественный, так и на международный рынок, гарантируя аутентичность характеристик предлагаемого товара.
Ниже приводим сравнительную таблицу требований, предъявляемым к обозначениям, регистрируемым в качестве НМПТ и ГУ согласно действующему российскому законодательству.
Основные сходные положения, относящиеся к правовому регулированию ГУ и НМПТ | |
Позволяет связать обозначение с определенным географическим объектом | |
Возможность предоставления исключительного права на уже зарегистрированное обозначение заинтересованному лицу при соблюдении установленных законом требований | |
Срок действия исключительного права на использование зарегистрированного обозначения составляет 10 лет с возможностью продления неограниченное количество раз | |
Распоряжение исключительным правом на обозначение, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого обозначения, а также переход исключительного права на него без заключения договора не допускается | |
НМПТ и заявка на НМПТ могут быть преобразованы соответственно в ГУ и заявку на ГУ и наоборот | |
Основные различия в правовом регулировании ГУ и НМПТ | |
ГУ |
НМПТ |
Любое обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта |
Словесное обозначение, которое обязательно включает наименование географического объекта или производное от такого наименования |
Не нужно доказывать приобретенную известность обозначения в результате использования в отношении конкретного товара Достаточно, чтобы указание позволяло связать продукцию и место его происхождения |
Необходимо, чтобы обозначение получило известность именно в результате его использования в отношении товара. |
Не нужно доказывать наличие особых свойств товара |
Необходимо доказывать наличие особых свойств товара |
В заявке достаточно указать и подтвердить информацию о качестве, репутации или других специфических характеристиках товара, обусловленных местом происхождения |
Требуется подтверждение со стороны уполномоченных государственных органов о наличии у товара особых свойств |
На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара |
На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара |
Если производитель претендует на получение права на использование ГУ: производитель самостоятельно собирает и предоставляет сведения об определенном качестве, репутации или других характеристиках товара, которые зависят от места происхождения |
Если производитель претендует на получение права на использование НМПТ: производителю необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается продукция, обладающая особыми свойствами и отличающаяся этими свойствами от других аналогичных товаров |
Предполагается использование особой маркировки (право, а не обязанность): |
Предполагается использование особой маркировки (право, а не обязанность): |