"Имя Обломова, до сих пор чистое и неприкосновенное..."
№
"По стенам, около картин,
лепилась в виде фестонов паутина,
напитанная пылью; зеркала вместо того,
чтоб отражать предметы, могли бы служить,
скорее скрижалями для записывания на них,
по пыли каких-нибудь заметок на память…"
А. Гончаров, роман "Обломов",
описание дома И.И. Обломова.
ООО "ИБГ & Ко", владеющая рестораном "Обломов" на Пятницкой предъявили судебный иск ООО "Позитив М", управляющее рестораном "Обломовъ на Пресне" в нарушении прав на товарный знак "Обомов".
Действительно 11 октября 2000 г. был зарегистрирован товарный знак "Обломов" на имя ООО "ИБГ & Ко" и согласно Закону РФ "О товарных знаках" исключительные права на использование обозначения "Обломов" и сходных с ним до степени смешения на вывесках ресторанов после государственной регистрации принадлежит этой компании.
Антон Табаков, которому принадлежит "Обломовъ на Пресне" защищает свои права на использование этого названия на том основании, что вывеска ресторана "Обломовъ на Пресне" является авторским произведением Александра Адабашьяна, который в 1999 г. передал ресторану все имущественные права на его использование. Кроме того, Табаков - старший создал образ Ильи Ильича в известном фильме "Несколько дней из жизни Обломова".
Сюжет покруче, чем у Гончарова.
Попробуем встать на место критиков и проанализировать сюжет.
Во-первых, является ли название ресторана "Обломовъ на Пресне" сходным до степени смешения потребителями, простите, посетителями, с рестораном "Обломов". Наш независимый опрос среди завсегдатаев ресторанов, баров и иных заведений общепита показал, что эти рестораны никто из них не путал, даже после нескольких рюмок "обломовки". Конечно, если бы ООО "ИБГ & Ко" имел сеть ресторанов "Обломов", например, "Обломов" на Таганке, "Обломов" на Покровке, "Обломов" на Варварке и т.п., то появление "Обломовъа на Пресне" могло бы смутить постоянных клиентов. Однако, учитывая то, "Обломовъ на Пресне" открылся раньше, вряд ли такое право у ООО "ИБГ & Ко" может возникнуть. Так что, пока эти обозначения для реальных потребителей (потребители - это в Законе написано, хотя в отношении ресторанов звучит как-то двусмысленно) не являются сходными до степени смешения.
Во-вторых, имеет ли значение авторское право на вывеску. При всем уважением к авторскому произведению А. Адабашьяна, фраза "Обломовъ на Пресне" едва ли тянет на творческое решение. На наш взгляд авторские права могут распространяться на дизайн и художественное оформление вывески, но не на слова, о которых идет спор и которые, по определению, не могут быть предметом авторского права.
В третьих, великолепная роль О.П. Табакова, к сожалению, не предполагает принадлежности фамилии его героя в семейном бизнесе. Ну, многое еще не доработано, например, фирма "Холмс" не спрашивала разрешения у В. Ливанова Согласно Закону "О товарных знаках" использование в товарном знаке имени персонажа произведения литературы, известного на территории России возможно лишь с согласия автора или его правоприемника. Авторские права на коммерческое использование произведения "Обломов" истекли более, чем полстолетия назад. Так что, на использование фамилии или самого персонажа Обломова никакого разрешения, в том числе от "компетентных гос. органов" , не требуется. Так что, нам, как профессионалам в патентном деле и любителям в ресторанном, кажется, что правильно было бы зарегистрировать товарный знак "Обломовъ на Пресне" на имя ООО "Позитив М". Ну, действительно, два разных названия двух разных ресторанов.
Хотя, Роспатент, скорее всего, с нами не согласиться.
Тема "Обломова", наверное, на уровне подкорки, впитавшей школьный опыт, навевает философские рассуждения на тему… неужели А.И. Гончаров устами Ильи Ильича Обломова Гончаров дал оценку этой ситуации: "А наша лучшая молодежь, что она делает? … А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет как они, не носит их имени и звания. И воображают несчастные, что они еще выше толпы. А сойдутся между собой, перепьются и подерутся точно дикие! ... Что это за жизнь? Я не хочу ее.".
P.S.: Весной 2001 года Антон Табаков сумел добиться довольно спорного с юридической точки зрения решения вопроса об "ОБЛОМОВЕ": РОСПАТЕНТ аннулировал собственную регистрацию товарного знака "ОБЛОМОВ", признав фамилию персонажа произведения Гончарова культурным достоянием России. Ну, а как пользоваться культурным достоянием Министерство культуры РФ не объяснило. Нормативных документов, определяющих использование Обломова пока нет. Понятно, что на вывесках ресторанов его вывешивать можно. Причем, при отсутствии регистрации товарного знака, - можно всем!