истории из жизни

Особенности национальной водки

По мотивам Дела
Особенности национальной водки

5 июня 2003 года Роспатент зарегистрировал Русскую водку в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). Наряду с названиями известных промыслов Гжель, Вологодское кружево, минеральных источников Нарзан и Ессентуки, понятие «Русская водка» впервые получило правовую охрану. Первым законным пользователем этого наименования в мире, естественно, стало казенное предприятие «Союзплодоимпорт», владеющее советскими водочными знаками.

По косвенным признакам, к каковым относятся рекордные сроки рассмотрения заявки и акт регистрации этого обозначения в период всеобщего моратория (с 27.12.02г. Роспатент не проводит регистраций в качестве НМПТ, т.к. Правительством РФ не утверждены компетентные органы, способные давать заключения по особым свойствам товара) , мы поняли, что эта регистрация была жизненно необходима. Что же изменилось с тех пор, как народ стал употреблять не просто русскую водку, а товар, свойства которого «определяются характерными для данного географического объекта (границами РФ) природными условиями и (или) людскими факторами»* * Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Не желая оставаться в стороне, мы решили оценить последствия этого исторического шага. Для начала, мы решили понять, название какого географического объекта содержится в обозначении «Русская водка» чем же обусловлены особые свойства Русской водки природными условиями (как в случае с Нарзаном и Ессентуками), людскими факторами (как в случае Вологодскими кружевами) или и природными условиями, и людскими факторами одновременно (как в случае с Гжелью). Известно, что вплоть до 20-х годов XX столетия спирт для производства настоящей русской водки использовался непременно зерновой из пшеницы высших сортов, а вода только речная или ключевая. Пригодной водой считалась вода верховьев Москвы-реки, Клязьмы и Невы. С тех пор много воды утекло, и Союзплодоимпорт не рискнул указать, что для производства Русской водки используется вода из Москвы-реки. В регистрации НМПТ сказано, что для приготовления «Русской водки» используется специально подготовленная вода из природных источников России, преимущественно из артезианских скважин, прошедшая специальную подготовку, включающую ряд технологических операций, обеспечивающих оптимальный солевой состав технологической воды. Нет, нам не известно, что на бескрайних просторах России родится какое-то особое зерно, или течет какая-то необыкновенная вода, которая, пересекая границы Российской Федерации, теряет свои уникальные свойства. Значит дело все-таки в людском факторе? Трудно назвать такую черту виноделов, которая объединяет всех изготовителей водки, находящихся в пределах государственной границы Российской Федерации и отличает их от всех остальных производителей этого напитка, находящихся за границей. Союзплодоимпорт комментируя регистрацию НМПТ «Русская водка» на своем сайте www.spimport.ru/show_ru.php?id=11 признает, что «Аромат и вкус «Русской водки» обеспечивается путем многократной фильтрации водно-спиртового раствора через слой березового угля и песочные фильтры со строго контролируемой скоростью исключительно самотеком. Именно эта технология очистки водно-спиртовой смеси и отличает «Русскую водку» от зарубежных аналогов». Что же получается? Особые свойства Русской водки определяются ни природными условиями, ни людскими факторами, а банальной технологией? «Теперь, - заявляет Руководитель пресс-службы Федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" Владимир Уватенко, - зарубежные производители должны будут снять с этикеток слова "русская водка" или "настоящая русская водка", если она не произведена на территории России". Это значит, что "наша водка будет защищена на мировом рынке так же жестко, как шотландский виски и французский коньяк". Ну, во-первых, виски производят не только в Шотландии, это также как и водка – вид алкогольного напитка; во-вторых, французы добились того, что слово «Коньяк» имеет защиту в качестве наименования места происхождения товара, т.к. напиток носит имя области во Франции и его особые свойства определены природными условиями этой территории. Регистрация же НМПТ «Русская водка» не дает права запретить указывать слово «водка» производителям этого напитка ни в России, ни за ее пределами. Слово «водка» на сегодняшний день не монополизирована ни государством, ни каким-либо предприятием. Запретить указывать на водке – «водка», все равно, что при наличии регистрации «Вологодское кружево», запретить все другие кружева называть – кружево. Также как и прежде, название «водка», в отличие от коньяка и шампанского, является общеупотребимым термином и содержится в наименования вида товара в Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Закон гласит, после регистрации НМПТ никто, без присоединения к регистрации, не может указывать на водке «Русская водка», но если водка произведена в России, то указывать «Водка. Сделано в России» можно, поскольку это указание не будет вводить в заблуждение потребителя. После того, как регистрация НМПТ будет распространена на территориях иностранных государств, наверное, иностранные производители вынуждены будут снять с этикетки Столичной надпись Русская и внести соответствующие изменения в имеющиеся у них регистрации товарных знаков. В настоящее время наряду с НМПТ «Русская водка» Союзоплодоимпорту принадлежит товарный знак «Русская водка» по свидетельству № 38389. Регистрация обозначения «Русская водка» в качестве НМПТ свидетельствует о том, что это обозначение не может быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц. Никто не может распоряжаться этим обозначением. Существует лишь право пользования. Однако, наличие товарного знака Русская водка позволяет Союзплодоимпорту распоряжаться этим обозначением, предоставлять право третьим лицам на использование этого обозначения по лицензионным договорам. Возникает вопрос: как в сложившейся ситуации получить право на использование обозначения «русская водка»? Придется платить и Союзплодоимпорту за лицензию на товарный знак «Русская водка» и Роспатенту за регистрацию присоединения к уже действующему НМПТ «Русская водка»? И последнее, возвращаясь к тому, что НМПТ, по определению, – это обозначение, включающее наименование географического объекта, интересно, на какой карте мира Роспатент нашел географический объект – Русь, ограниченный государственными границами Российской Федерации? В общем, без поллитры не разберешься!