Сколько стоит мировой брэнд?
№
Компания Interbrand совместно с Citibank обнародовали свой рейтинг самых дорогих брэндов мира по состоянию на осень 2001 г. Первая дюжина брэндов по их стоимостной оценки выглядит следующим образом.
Тор-12 мировых брэндов
Компания |
Стоимость брэнда в 2001 году |
Стоимость брэнда в 2000 году |
Страна |
COCA-COLA |
68,945 |
72,537 |
США |
MICROSOFT |
65,068 |
70,197 |
США |
IBM |
52,752 |
53,184 |
США |
General Electric |
42,396 |
38,128 |
США |
NOKIA |
35,035 |
38,528 |
Финляндия |
INTEL |
34,665 |
39,049 |
США |
DISNEY |
32,591 |
33,553 |
США |
FORD |
30,092 |
36,368 |
США |
MCDONALD'S |
25,289 |
27,859 |
США |
AT&T |
22,828 |
25,548 |
США |
MARLBORO |
22,053 |
22,111 |
США |
MERCEDES |
21,728 |
21,105 |
Германия |
Суммы в этой таблице, конечно, совершенно космические. Совокупно эти 12 брэндов стоят более 500 млрд. долларов, а это десяток годовых бюджетов Российской Федерации Методики расчетов стоимости брэндов могут расходиться между собой, но порядок цифр у всех оценщиков одинаков, товарный знак у серьезной фирмы стоит больше основных фондов. Из российских брэндов, пожалуй, только "Столичная" может претендовать на достойное место в подобном рейтинге. Если со "Столичной" хорошо поработать, то наш знак должен стоить не менее 10 млрд. долларов по любым методикам. Все-таки "Столичная" - самый популярный спиртной напиток в мире.
Для успеха брэнда важнее всего, конечно, реклама. При всем уважении к лидерам хит-парада Interbrand, думаем, что у многих их конкурентов качество продукции не хуже, но выйти со своим брэндом на мировой уровень известности получается не у всех. У лидеров рейтинга, а также у Nike, BMW, Mercedes-Benz, Adidas, Rolls-Royce, Calvin Klein, Rolex, IKEA, MTV, Harley-Davidson реклама обладает совершенно особенным свойством: она заставляет людей не просто купить товар с заветным знаком, а уважать себя самого за этот выбор, позволивший приобщиться к элитному классу потребителей.
Люди, попавшие под полное влияние такой рекламы, начинают в поклонении брэндам видеть смысл жизни. Авторитетная лондонская консалтинговая фирма Fitch пришла к выводу, что "современные обыватели, раньше по воскресеньям ходившие в церковь, теперь удовлетворяют свои потребности в духовном, разъезжая по магазинам типа IKEA". Таков бог современного Запада.
К сожалению, подобные процессы в интеллектуальной и духовной сфере стремительно распространяются и в России. Наши граждане, утратив идеологию коммунизма, как вирус подхватили тягу поклонения брэндам. Причем, зачастую, они поклоняются "вслепую", так как в российской глубинке зачастую не видели этих товаров, а знакомы с ними только по телевизионной рекламе и американским фильмам. Многим в будущем рисуется печальная картина: русские на этой почве сравняются с американцами, сознание большинства которых полностью под контролем рекламных агентств, и отец, спросив у сына про адажио из "Лебединого озера" о том, что это за музыка, услышит в ответ: "Это реклама водки".
Но мы твердо надеемся на то, что национальные культурные традиции российского народа смогут противостоять рекламной экспансии.