истории из жизни

Сколько стоит мировой брэнд?

По мотивам Дела
Сколько стоит мировой брэнд?

Компания Interbrand совместно с Citibank обнародовали свой рейтинг самых дорогих брэндов мира по состоянию на осень 2001 г. Первая дюжина брэндов по их стоимостной оценки выглядит следующим образом.

Тор-12 мировых брэндов

Компания

Стоимость брэнда в 2001 году
($, млрд.)

Стоимость брэнда в 2000 году
($, млрд.)

Страна

COCA-COLA

68,945

72,537

США

MICROSOFT

65,068

70,197

США

IBM

52,752

53,184

США

General Electric

42,396

38,128

США

NOKIA

35,035

38,528

Финляндия

INTEL

34,665

39,049

США

DISNEY

32,591

33,553

США

FORD

30,092

36,368

США

MCDONALD'S

25,289

27,859

США

AT&T

22,828

25,548

США

MARLBORO

22,053

22,111

США

MERCEDES

21,728

21,105

Германия

Суммы в этой таблице, конечно, совершенно космические. Совокупно эти 12 брэндов стоят более 500 млрд. долларов, а это десяток годовых бюджетов Российской Федерации Методики расчетов стоимости брэндов могут расходиться между собой, но порядок цифр у всех оценщиков одинаков, товарный знак у серьезной фирмы стоит больше основных фондов. Из российских брэндов, пожалуй, только "Столичная" может претендовать на достойное место в подобном рейтинге. Если со "Столичной" хорошо поработать, то наш знак должен стоить не менее 10 млрд. долларов по любым методикам. Все-таки "Столичная" - самый популярный спиртной напиток в мире.

Для успеха брэнда важнее всего, конечно, реклама. При всем уважении к лидерам хит-парада Interbrand, думаем, что у многих их конкурентов качество продукции не хуже, но выйти со своим брэндом на мировой уровень известности получается не у всех. У лидеров рейтинга, а также у Nike, BMW, Mercedes-Benz, Adidas, Rolls-Royce, Calvin Klein, Rolex, IKEA, MTV, Harley-Davidson реклама обладает совершенно особенным свойством: она заставляет людей не просто купить товар с заветным знаком, а уважать себя самого за этот выбор, позволивший приобщиться к элитному классу потребителей.

Люди, попавшие под полное влияние такой рекламы, начинают в поклонении брэндам видеть смысл жизни. Авторитетная лондонская консалтинговая фирма Fitch пришла к выводу, что "современные обыватели, раньше по воскресеньям ходившие в церковь, теперь удовлетворяют свои потребности в духовном, разъезжая по магазинам типа IKEA". Таков бог современного Запада.

К сожалению, подобные процессы в интеллектуальной и духовной сфере стремительно распространяются и в России. Наши граждане, утратив идеологию коммунизма, как вирус подхватили тягу поклонения брэндам. Причем, зачастую, они поклоняются "вслепую", так как в российской глубинке зачастую не видели этих товаров, а знакомы с ними только по телевизионной рекламе и американским фильмам. Многим в будущем рисуется печальная картина: русские на этой почве сравняются с американцами, сознание большинства которых полностью под контролем рекламных агентств, и отец, спросив у сына про адажио из "Лебединого озера" о том, что это за музыка, услышит в ответ: "Это реклама водки".

Но мы твердо надеемся на то, что национальные культурные традиции российского народа смогут противостоять рекламной экспансии.