истории из жизни

ВИННИ-ПУХ, для друзей просто ВИННИ!

По мотивам Дела
ВИННИ-ПУХ, для друзей просто ВИННИ!


"Винни - так звали самую лучшую,

самую добрую медведицу в зоологическом саду.
Ее ли назвали Винни в честь Пуха или Пуха назвали
в ее честь - теперь уже никто не знает.
Словом теперь мишку зовут Винни-Пух и вы знаете почему"

"Винни-Пух и все-все-все"
Алан Александр Милн,
пересказал с английского Б. Заходер,
художник Э. Назаров

По информации газеты "Ведомости" ("Винни-Пуха проверяет прокуратура", С. Рыбак, 26.02.01) в очередной раз две компании спорят о праве продавать товары под одной и той же маркой. На этот раз речь идет о марке "ВИННИ".

С одной стороны конфликта "Центр торговых марок" , аффилированный с НПО "Альтернатива", далее ЦТМ, который владеет магазином детских товаров "ВИННИ", а с другой - компания "Славекс" , которая выпускает под маркой "ВИННИ" товары для детей, в том числе минеральную воду, детские консервы и сухие смеси.

Для споров последнего времени стало характерно то, что в отличии от недалекого прошлого, коммерсанты законным образом приобретают права на использование товарных знаков и оформляют такое приобретение.

Так, в описанном случае, ЦТМ зарегистрировала обозначение "ВИННИ" в Роспатенте в качестве товарного знака в отношении практически всего перечня товаров и услуг, существующих в природе, включая продукты питания, которые выпускает "Славекс", а также, например, удобрения, боеприпасы, снаряды, а также конскую сбрую. В этот перечень не вошли товары 29 класса МКТУ: молоко, молочные продукты, напитки с преобладанием молока, кефир и т.д., а также услуги по реализации товаров и услуги магазинов, относящиеся к 42 классу МКТУ. Это произошло в связи с тем, что в отношении указанных товаров и услуг обозначение "ВИННИ" было зарегистрировано ранее на имя другой компании. Хотя, возможно, в настоящее время права на оставшиеся неохваченными ранее товары и услуги 29 и 42 классов уже приобретены ЦТМ у прежнего владельца. Если же этого не случилось, то у противников ЦМТ есть возможность, заручившись поддержкой этой компании, прижать ЦМТ и добиваться закрытия их магазина.

"Славекс" пошел другим путем и получил права на использовании имени Винни-Пуха по договору с писателем Борисом Заходером и художниками Владимиром Зуйковым и Эдуардом Назаровым, обладателями авторских прав на любое использование образа веселого медвежонка.

Сложилась ситуация, близкая к патовой: у одних есть свидетельство на товарный знак, а у других - имущественные авторские права на одно и то же слово. В настоящее время, с подачи ЦМТ, решение этой задачи лежит на плечах прокуратуры.

Разрубить этот узел, тем не менее, можно путем аннулирования регистрации товарного знака "ВИННИ", принадлежащего ЦМТ. Согласно Закона "О тварных знаков" персонажи известных на территории РФ произведений литературы могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков только при согласии автора этого произведения.

Роспатент произвел регистрацию на имя ЦМТ товарного знака "Винни", исходя из того, что Винни - это просто некий Винни, а совсем не Винни-Пух, не запросив разрешение авторов на такую регистрацию.

Теперь, имея регистрацию товарного знака, т.е. государственное удостоверение на право запрещать использование этого обозначения другими производителями, ЦТМ пользуется этим правом. А "Славекс" должен объяснить взрослым дядям и тетям из Роспатента, что использование обозначение "ВИННИ" для маркировки детских товаров невозможно без эксплуатации образа чудесного медвежонка Винни из известной сказки и что регистрация этого обозначения противоречит той статье Закона о товарных знаках, которая регламентирует обязательное согласие автора сказки.

Мы спрашивали у детей. Не знают дети другого Винни, кроме забавного Винни-Пуха, также как не знают других Тома и Джерри. А Вы знаете?

Там были карандаши,
помеченные "В" - в честь Винни-Пуха и карандаши,
помеченные "НВ" в честь Неустрашимого ВИННИ и карандаши,
помеченные "ВВ" - в честь… в честь Выручательного Винни".
(см. там же)