Водка "СТОЛИЧНАЯ" - достояние Республики
№
Символ Америки - "Coca Cola" , символ России - водка "Столичная" . На мировом продовольственном рынке - это неоспоримый факт.
Американцы тщательно охраняют свое богатство, лелеют его и получают огромную прибыль. Товарный знак "Coca Cola"- это очень дорогая интеллектуальная собственность, она приносит корпорации и государству (в виде налогов) десятки миллиардов долларов в год. "Coca Cola" старается избегать крупных вложений в основные фонды, она предоставляет право разливать напиток из своего концентрата национальным "ботлерам", при этом фирма не жалеет денег на рекламу марки, следит за качеством и всячески укрепляет имидж марки.
Наша "Столичная", а также "Пшеничная", "Русская" и еще десяток русских водочных брэндов, признанных не только у нас, но и во всем мире, пользу для России приносят несопоставимо меньшую, чем "Coca Cola" для Америки. Особенно обидно за "Столичную", которая является самым популярным спиртным напитком в мире. Во времена в СССР право на товарный знак "Столичная" и все остальные экспортные знаки принадлежало Внешнеэкономическому объединению "Союзплодоимпорт" и оно, судя по уважению потребителей во всем мире, хорошо справлялось с раскруткой марки и поддержанием качества на должном уровне. Но когда не стало СССР, случилась катастрофа. Государство само отказалось от такой прибыльной монополии и позволило всем, кому не лень, разливать водку под маркой "Столичная". Госпатент СССР в 1991 году превратил товарный знак "Столичная" в простое наименование вида товаров.
Пострадали от этого все - и государство, и потребители, получившие шок от резкого снижения качества напитка, который стал поступать на рынок совершенно бесконтрольно от неведомых ранее производителей.
К 1994 году ситуация стала настолько вопиющей, что на нее обратили внимание "сверху". Было решено, что у "Столичной" появится хозяин, Указ об этом пришел прямо из администрации Президента России. В качестве хозяина для всех экспортируемых марок водки была определена организация, скопировавшая прежнее название "Союзплодимпорт" (без одной буквы "О"), но находящаяся теперь в частных руках, являясь закрытым акционерным обществом. История основания ЗАО "СПИ" загадочна и запутана, многое скрыто, но, по мнению прессы, есть основание полагать, что реальным организатором этой компании был Б.Березовский.
Необходимо отдать должное ЗАО "СПИ" - оно сумело навести определенный порядок в производстве и продаже "Столичной". Благодаря их стараниям марка стала возрождаться и, в основном, вернула доверие потребителя - выпускать и распространять водку стали только надежные организации. Но очень большой вопрос остается открытым - насколько деятельность ЗАО "СПИ" выгодна для России, весь ли потенциал знаменитой марки работает на государство? Березовский или другой олигарх, стоящий в тени ЗАО "СПИ" скорее всего, озабочен не сколько престижем марки и доходами бюджета страны, сколько собственным обогащением. Так как основные деньги за использование товарного знака "Столичная" можно получить от зарубежных распространителей водки, то здесь открываются широкие возможности для ловких аферистов утаивать деньги за рубежами России. По сведениям прессы ЗАО "СПИ" заявляет о 700 тысячах долларов в год, получаемых ими за весь десяток популярных водочных марок. Сравните, например, с доходами американской "Coca Cola"и, как говорится, почувствуйте разницу.
До смены высшей российской власти ситуация с правами на российские водочные брэнды во главе со "Столичной" измениться не могла, а теперь реформы президента В.В. Путина уже коснулись и этой проблемы. По информации газеты "Ведомости", в начале июля 2001 года Правительство издало засекреченное Постановление, "направленное на восстановление исключительных прав Российской Федерации на товарные знаки на алкогольную продукцию". Отобрать товарные знаки у ЗАО "СПИ" должны Министерство сельского хозяйства и прикомандированные к ним работники МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры. Минсельхоз вновь возродил государственное предприятие "Союзплодоимпорт", которое объявлено правопреемником одноименного советского предприятия. Борьба за "Столичную" на сегодня ведется в судах, в том числе зарубежных. Частные лица, в руках которых находились знаки последние семь лет, не собираются сдаваться без боя и нам предстоит стать свидетелями интересных драматических событий.