истории из жизни
Правоприменительная практика -
и за, и против
По мотивам Дела
№ А54-484/2014
Оценка судами доказательств сходства товарных знаков с неохраняемым обозначением на упаковке товара.

Это дело рассматривается с 4 февраля 2014 года, с начала процесса до настоящего времени было проведено 28 заседаний – на первой инстанции, 6 – на второй и 1 – в кассационной инстанции, 2 – снова в апелляционной. Сейчас в СИП подана кассационная жалоба. Заявленные по иску требования касались запрета использования компанией ЗАО «МПК «КРЗ» обозначения SHINGLE на основании его сходства до степени смешения с товарными знаками истца:

SHINGLES, Шингл, ШИНГЛАС, SHINGLAS и взыскания компенсации в размере 5 000 000 руб.

При том, что слово шингл пришло из английского языка в русский язык как видовое наименование кровельного материала, именуемого также гонт или гибкая черепица и является свободным для использования любым производителем кровельного материала.

Ответчик приобщил к материалам дела публикации принадлежащих ему комбинированных товарных знаков по свидетельству №490354 и по свидетельству №495836, в которых слово «Shingle» выведено из-под охраны, поскольку представляет собой наименование товара, в отношении которого товарные знаки зарегистрированы.

Ответчик также приобщил к материалам дела публикацию принадлежащего ему товарного знака Украины № 189187, тождественного обозначению, размещенному на этикетке продукции Ответчика.

clip_image009_0003.jpg

ЗАО «МПК «КРЗ» представило суду многочисленные русскоязычные и иностранные словарные источники, подтверждающие то, что слово SHINGLE имеет значение шингл, гонт, гибкая черепица: в том числе Большую Советскую Энциклопедию под редакцией Б.А. Введенского», 1957 г.,  книгу «Американский шингл», под общей редакцией академика И.Г. Александрова, Гослестехиздат, М., 1933 г.,; Стенографический отчет Заседания Верховного Совета РСФСР, 1946г.;.

По результатам рассмотрения Роспатентом было принято решение о признании недействительными регистрации двух товарных знаков - «SHINGLES» по свидетельству №289343 и «Шингл» по свидетельству № 264680 - на том основании, что зарегистрированные в качестве товарных знаков словесные элементы являются видовыми наименованиями строительного материала «гибкая черепица».  Суд по интеллектуальным правам вступившим в законную силу решением по делу  № СИП-463/2015 оставил решение Роспатента в силе.

20 августа 2015 года спустя полтора года после начала процесса истец уточнил исковые требования, потребовав:

1. Запретить ответчику использовать на территории Российской Федерации в отношении  гибкой  черепицы  и  при  ее  введении  в  оборот  обозначение  "Shingle"  или любые сходные до степени смешения или в существенном отношении сходные с этим обозначением обозначения в форме и способом, создающими риск смешения с товарными знаками  истца (по свидетельствам №№ 308323, 237205, 287866), в том числе в форме и способом, которыми обозначение "Shingle" использовано на упаковке гибкой черепицы, произведенной и распространяемой ответчиком, путем размещения слова "Shingle" на контрастном фоне  крупным шрифтом по сравнению с другими мелкими элементами в качестве основного элемента композиции.

2. Уничтожить товар и взыскать компенсацию за нарушение прав на товарные знаки истца (по свидетельствам №№ 308323, 237205, 287866) в размере 5 000 000 рублей.

Уточнение исковых требований судом было принято. 

Сопоставляя форму и способ размещения обозначения на упаковке и изображение товарных знаков:

ФОРМА И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ?

clip_image010_0000.jpg    

ШИНГЛАС   SHINGLAS


Ответчик не смог добиться от истца конкретизации критериев формы и способа размещения его обозначения, которые вызывают смешение с его товарными знаками, за исключением того, что нельзя размещать слово "Shingle" на контрастном фоне  крупным шрифтом.

Поскольку, в широком смысле контрастный фон является любым, отличающимся по цвету от  цвета обозначения, а крупный шрифт является обычным средством доведения до потребителей сведений о продукте, а кроме того, истец не обладает исключительными правами на такую форму использования товарных знаков, в контексте нашего обсуждения этими ограничениями можно пренебречь.

При том, что слово “шингл” пришло из английского языка в русский язык как видовое наименование кровельного материала, именуемого также гонт или гибкая черепица и является свободным для использования любым производителем кровельного материала.

Заявленные требования вступившим в силу решением суда удовлетворены. Суд запретил использование видового обозначения при его размещении на контрастном фоне крупным шрифтом, а также любое использование этого обозначения в форме и способом, которое может вызвать смешение с товарными знаками истца, и взыскал с ответчика 3 миллиона рублей.
Как мы проиллюстрировали выше на примерах судебных дел, единообразие правоприменительной практики является понятием весьма условным.

по свидетельству №495836
по свидетельству №495836
В процессе данного дела мы неоднократно ссылались на судебную практику, в частности:
  • В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. N 09АП-12777/11 выражена позиция относительно наличия у правообладателя прав на использование товарного знака с использованием неохраняемого элемента "SNP». Указание данного элемента в качестве неохраняемого в составе товарного знака заявителя не нарушает его прав на использование товарного знака и не уменьшает объем предоставленной правовой охраны товарного знака.
  • Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А45-11093/2010 отказано в удовлетворении иска о запрете ответчику использования словосочетания, входящего в принадлежащий ему товарный знак в качестве неохраняемого обозначения: Спецификой неохраняемого элемента товарного знака является то, что такие элементы являются общераспространенными понятиями. Как средство индивидуализации товарный знак обозначает услуги, оказываемые его правообладателем...»
  • Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2014 г. N 13АП-27594/13 отказано в удовлетворении иска о запрете использования обозначения, включающего неохраняемые элементы, на основании наличия у истца сходного до степени смешения зарегистрированного товарного знака: "СУШИ & WOK". В вывесках, меню и т.д., использование слов "суши" и "wok" по отдельности является допустимым, поскольку подпадают под режим регулирования общепринятых терминов и товаров определенного вида, то есть относятся к таким словам, на которые не может быть получено монопольное право одного лица, в связи с чем, не может являться нарушением прав на товарный знак использование в обозначении только неохраноспособных элементов даже, несмотря на их полное фонетическое и смысловое сходство с такими же неохраноспособными элементами, входящими в товарный знак».
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12436/11 от 28 февраля 2012 г., в котором суд дал оценку регистрации товарного знака «КАРНИТОН» по свидетельству № 345444 на основании его сходства с неохраняемым непатентованным наименованием медицинского средства «карнитин». Суд указал: «Товарный знак «КАРНИТОН» является не фантазийным, а производным от международного непатентованного наименования «карнитин» и сходен с ним до степени смешения по фонетическим и визуальным признакам, ассоциируется с ним в целом, несмотря на незначительное отличие. Судам следовало учесть, что регистрация товарного знака «КАРНИТОН» может создать препятствия для производства и доступа на российский рынок лекарственных средств одной фармакологической группы с «карнитином», так как правообладатель имеет исключительное право запрещать использование любых сходных до степени смешения с его товарным знаком обозначений в отношении однородных товаров. В то же время правообладатель не сможет в полной мере защитить свое исключительное право на такой товарный знак, поскольку в соответствии с законодательством в сфере обращения лекарственных средств международное непатентованное наименование должно указываться на упаковке каждого лекарственного средства…»
  • Тем не менее, решение по SHINGLE открывает возможность запрета на использование видового обозначения, если оно выполнено крупным шрифтом на контрастном фоне, при наличии у конкурента прав на товарный знак, представляющий собой производное от него слово; даже в том случае, если товарный знак зарегистрирован спустя сотню лет после того, как такой товар появился на рынке. Завершая тему, хочу признаться в том, что нам, как и другим специалистам, разнообразие судебных решений часто позволяет обосновать позицию в пользу доверителя. Но… когда решения являются настолько революционными, хочется все-таки соблюдения судами ПРИНЦИПА ЕДИНООБРАЗИЯ.
по свидетельству №490354
по свидетельству №495836